Граффити- выцарапанные, начертанные угольком или красной краской надписи на стенах Помпея- необычное свидетельство общественной, гражданской и политической жизни города. Зачастую их сочиняли начинающие писатели, пробовавшие свои силы во дворе Синдиката. Творя в потемках, они прибегали к помощи носильщиков лестницы и фонаря.
Одна из надписей содержит яркое доказательство любви. Это рассказ в стихах молодой девушки о своих пылких чувствах к возлюбленному, которая обращается с просьбой к вознице подхлестнуть коня, что бы поскорее оказаться в Помпее, победив время разделяющее ее от долгожданной встречи.
«если бы и ты сгорал от пламени любви как я,
уверена, что ускорил бы ты ход коня!
Я люблю прекрасного юношу,
Так, что поскорее ехать прошу тебя!
Подхлестни, щелкни кнутом, у меня нет времени.
Ты достаточно пил, выходи и езжай, время не терпит.
Поскорее в Помпей, там ты меня и оставишь…
Там ждет меня этот чудесный юноша,
Лучше тебе поспешить…»
В преддверии выборов нападкам на того или иного кандидата или заявлениям о его поддержке не было конца, хотя в таком случае делать надписи надо было украдкой: «прошу тебя отдать голос за Тиция, он выпекает отличный хлеб» или «Кай-вор». Иногда надписи содержали просто сообщения : «Если у кого-то пропала кобыла, нагруженная корзинами, пусть он обратится 26 ноября в Квинту Децию Иларию, либерту Квингта, или Лучию Децию Амфия, либерту Луция, живущему по ту сторону моста над Сарно, в усадьбе Мамиев», — извещает чья то рука, что бы сообщить о находке и вернуть пропавшую кобылу законному владельцу. Еще одна надпись приурочена к рождению ослика «шестого июля, под консульским домом Лучия Нония Аспрены и Лучия Плотия.
Разумеется, стены пестрят и непристойными фразами типа «Девятого сентября Квинт Постум предложил Аулу Аттию вступить со мной в гомосексуальную связь» или состоят просто -напросто из одного слова «Пидер».
Кстати, граффити изобилуют оскорблениями. «Литус- ты не стоишь и двух грошей, да и одного за тебя дать жалко».
В общем, чего только не прочтешь на стенах Помпея. Рука неизвестного, к примеру, начертала «Дивлюсь я на тебя, о стена, что ты еще стоишь, а не рухнула ибо приходится тебе выдерживать бремя многочисленных писак». И еще одна надпись, выведенная жирным шрифтом — » Пропади пропадом тот, кто писал на этой стене». Написавшему сие и на ум не пришло, что проклятие могло обрушится на него самого.